«Белый медвежонок на льдине спрашивает у мамы:
-Мам, а у нас в роду бурых медведей не было?
-Нет
-А ты никогда с гималайскими не пересекалась по-молодости?
- Ты, что сынок. Нет конечно.
-Мам, а бабушка не рассказывала ни о каком гризли?
- Нет, а что случилось-то?
- Да мерзну я, мать.»
Сижу дома, узнаю заоконную температуру по интернету – аж -140С, гляжу в окошко и ёжусь: ветер, однако, холодно. Потом закрываю глаза и …. лучи солнца врываются сквозь снежную поземку, сквозь прозрачный березовый лес, огибая елочки, «срисованные» с новогодних открыток в каждую клеточку памяти и я понимаю -для меня зима – это лыжи!, это по пояс снега!, это тропежка на рывок, пока не выдохся!, это поиски сушины для большого вечернего костра!, это копание ямы размером с бассейн и прочее, прочее.
Всё это было еще так недавно и так ярко. Как и каждый год в этот раз лыжный поход начался собственно с лыж: их нужно было купить , подготовить, и прикрепить к решившимся и не убоявшимся . И как и каждый год с покупкой лыж были сложности – то желаемых не нашлось, то доставку задержали на полтора месяца, а срок отъезда близится. Но вот лыжи получены, просмолены(может ,помните чудный запах в секции?), крепления установлены. Теперь пора и билеты покупать. Решившихся набралось пятнадцать человек, деньги сдали, но пятеро предупредили: мол в день отъезда экзамен и можем остаться на пересдачу. Ну что же–пожелав им ни пуха ни пера, я воспользовался возможностью покупки ж/д билетов через интернет и выкупил почти половину вагона.
Вокзал, все в сборе, провожающие мамы волнуются: а как же там зубы чистить? Двое суток вагонных развлечений и уже групповое фото на станции Вязовая, погрузка в теплый ПАЗик, еще 1,5 часа тепла. Выгрузились на окраине пос. Верх. Катавка, по местному времени почти полночь, деревня спит, только мужики, страждущие получить на бутылку бродят в поисках кредитора. Они-то и проводили нас к клубу, разбудили заведующую и попросили пустить нас на ночлег. Так первая ночевка в палатках отодвинулась, давая возможность плавно привыкнуть к температуре -130(еще неделю назад здесь было -280). Клуб топится постоянно и кочегар, приняв нас, в беседе тонко намекнул, что он по совместительству еще и егерем в лесничестве работает, и что теперь им нас по лесам ловить не придется – сами пришли. Утром прибыл начальник лесников, объяснил, что получить пропуск можно только в конторе, где-то в Башкирии и предложил оформить протокол об административном правонарушении, пообещав штраф 500р. по месту жительства. Мы долго не упирались, поторговались о количестве якобы будущих нарушителей режима заповедника, сошлись на 10 человеках и подписались под протоколами. Лесники выпросили у меня набор топографических карт в подарок, предложили УАЗик для доброски к их кордону и пожелали приятного путешествия.
Первые метры на лыжах, как обычно, полны возгласов: “-не моогуу; -у меня пружинка не натягивается; - ой ёоооть; - а как палки ставить?; - а как теперь вставать?”. Но ложится под лыжи километр, еще один, третий, восьмой; вечереет и все ближе эта первая ночевка в тоненькой парашютной палатке. Показался шлагбаум, еще триста метров и –урра! Дошли до кордона лесников, ввалились шумно к гостеприимному хозяину, который нас ждал, предупрежденный начальством, и уже нагрел чаю. Угостились, отогрелись, мысль о холодной ночевке жмется поближе к натопленной печке, в общем: вспомнили теремок и остались все 16 человек в избушке спать. Тесно и жарко! Утром решили продолжить плавное втягивание в поход и сходить на в. Шелом радиально. Вот уж тут нападались и набарахтались в чем-то белом от души. До вершины не дошли, но в гости к сказке попали: высоченные ели и сосны, такие величественные, что думалось: вот откуда в Кремль привозят; снег на ветвях, пронизанный искрящимися лучами; поляна, манящая застыть в восхищенном созерцании. Застыли. Восхитились. Пообедали и вниз – азарт и осторожность первых спусков, раздражающие падения, позерские фото и снова изба лесников и гул эмоций и обсуждений: кто, сколько и как упал.
Следующие несколько дней порадовали тропежкой по лесу (как же сложно первому научиться выдерживать направление по компасу, не уходя “налево”), засыпанными снегом камнями(сломан всего один носок лыжи), жаркими( увы, с одной стороны кострами) и конечно нашими обеденными хитами – лососем и сыром, обжаренными на палочках в огне, а внутри остающимися мерзлыми. Всем довелось и потропить, и попилить звонко поющей двуручной пилой, и помахать по-молодецки топором, раскалывая сухие душистые полена. Все убедились, что ночи в палатке при температуре – 18 – 220!!! оказались не так уж страшны, хотя отойти от костра вечером психологически тяжко. Когда мы подошли к одной из «изюминок» маршрута – массиву в. Бол. Иремель, лыжи начали скользить как положено, куда хочет хозяин, пружинки начали натягиваться, рюкзаки притерлись к плечам и одежда приобрела характерные пропалины и импровизированные заплатки.
Восходить решили по первоначальному плану: траверсом через обе вершины(Бол. и Мал. Иремели), лыжи пришлось снять и приторочить к рюкзакам. Здесь мне было холодно, видимо все-таки недооделся, хотя за все время похода пуховый жилет ни разу не достал, продувало насквозь, сопли примерзали к щетине раньше, чем их уносил ветер. Подъем по непривычному нам рельефу – курумнику, крупной осыпи, ноги поломать реально и реально страшно. Поднялись, быстро-быстро запечатлились и вниз, в ёлочки, даже записку писать не стали – холодно, метет, видимость слабая, необзорно. Зато следующий день иначе как подарком нам, южанам, от пожилого Урала не назовешь. Мы вышли на небольшую скалку на седловине между Бол. и Мал. Иремелем и ахнули, да так и стояли, ахая и любуясь панорамой. Потом меня, соскучившегося по горным лыжам , очень порадовал спуск по пологой, пушистой целине между чудесных елок – неотъемлемая часть прелести лыжного похода. Удовольствие от этой прелести, увы, получили не все – многие падали, поднимались и снова падали, падали. Кому-то даже пришлось потом извиняться за количество и качество использованных вслух выражений. Финишная дорога до пос. Тюлюк дала возможность насладиться скольжением вниз всем, и падений почти не было(лыжи поддались терпеливым к концу похода). Особо активные, бросив рюкзаки, даже не поленились еще раз подняться и слететь по накатанной.
Поселок, магазины, и жаркая баня с купанием в снегу поставили душевную точку в душевном путешествии… До новых лыж!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |