23 февраля – чудесный мужской праздник! Ну почему опять с этим днем у меня связаны какие-то «неожиданные испытания»….?
Район путешествия выбран был не случайно. В связи с обострением обстановки на Кавказе, маршрут, раннее планировавшийся в район Дженту, решили несколько изменить таким образом, чтобы он проходил по территории Краснодарского края, вдали от всяческих границ, заповедников, пограничных зон и т.п.
Ехали ночью, по дороге несколько раз нас останавливают работники ДПС, проверяли документы, причем у всех пассажиров, и пропускали дальше.
И вот утром 23 февраля в 7 утра, мы прибываем на окраину пос.Узловой. Разгружаемся, договариваемся с водителем о времени нашего обратного отъезда, прощаемся с ним, и – поход начался.
Немного отходим от поселка, останавливаемся на завтрак. Разводим костерок, завариваем чай, перекусываем, укладываем рюкзаки. В 9.30 выходим. На улице легкий морозец, ясное голубое небо, светит солнце, полный штиль, все в снегу. Красота! Идем не спеша, дорога временами теряется, по GPS проверяем путь. Днем становится совсем тепло, уже где-то +10. Под снегом чувствуется грязь. Идется тяжеловато, сказывается ночь в дороге. Ночевка запланирована у слияния рек Кунка и Ходзь, куда мы приходим к 18 часам.
фотографии участников группы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Начинаем поиски места под палатки, и тут, появляются пятеро вооруженных людей, трое в маскировочных пятнистых белых костюмах, двое просто в военной форме, и человек в гражданском, по словам местный проводник.
Командир группы, крупный коренастый мужчина лет сорока, потребовал наши документы – паспорта, посмотрел их, а затем заявил, что они должны сопроводить нас вниз для выяснения подлинности наших личностей. Видимо паспорт гражданина Российской Федерации – уже не является таковым документом. Никаких документов с приказом или постановление, на основании чего нас пытаются задержать и спустить вниз, нам предъявлено не было. Свои удостоверения они нам также не предъявили. На наши возражения, что мы не хотим никуда с ними идти, нам ясно дали понять, что они спустят нас сегодня вниз в любом случае. Аргументируя еще тем, что они совсем без ничего, и не могут остаться на ночь нас охранять. (Бедный несчастный спецназ, который боится замерзнуть в лесу).
На наши протесты, что мы устали и не можем сейчас идти, тем более на ночь глядя, нам лишь предложили помощь в переноске рюкзаков. Пообещав, что идти нам придется не много, так как где-то тут недалеко у них стоит машина. Я попросила показать на карте, в каком месте у них стоит машина. Точка, что мне показали, действительно была не далеко, где-то в 2х километрах. А так же мне пообещали, что поднявшись на бугор, где есть связь, они смогут связаться с руководством и уточнить свои действия по отношению к нам. Чего только они нам не обещали за этот вечер! И где интересно их учат так правдоподобно врать!
Решаю согласиться (хотя до сих пор не уверена, могла бы я в тот момент настоять на своем и остаться на ночевку), и мы выдвигаемся в обратный путь в 18.30. Все еще надеясь, что вскоре все разрешится и нас отпустят. Идем в темноте с фонариками.
Вскоре мой телефон подает признаки жизни, и я замечаю, что есть сотовая связь. Кричу командиру, что можно уже звонить. На что он говорит, что у него МТС, и у него связи нет. Предлагаю ему свой телефон.
Разговор с начальником – «Борисычем» совершенно не меняет картины нашего «конвоирования» вниз. И тут неожиданно выясняется, что точка нахождения машины уже на самом деле другая, гораздо дальше. Как так? Товарищи военные и местный проводник не умеют читать карту? Или преднамеренно врут, дабы уговорит доверчивых туристов?
И снова вынуждают нас идти, обещая, что вот-вот выйдут на радиосвязь с машиной, и точно будут знать, где она.
Идем еще около часа. В 20.30 останавливаемся на привал. Группа наша уже сильно вымотана. Ведь мы не спецназ, и не готовы ходить в день по 12часов, да и еще под рюкзаком. Даже то, что в нашей группе двое пожилых людей старше 55лет, никак не смягчают суровых ОМОНОВцев.
Радиосвязь с машиной дает ее координаты, это еще около 3-3,5км со сбросом высоты около 350м. Да еще и ночью! Мы отказываемся идти дальше, к тому же нас все время обманывают в том, сколько нам еще идти. Однако нам лишь предлагают помощь в переноске рюкзаков. Причем, на наш отказ продолжать движение, говорят, что заберут наши рюкзаки, и тогда мы пойдем сами.
Я в недоумении, что же делать? Требую у командира предъявить его удостоверение, он дает мне свою красную корочку. Это младший лейтенант внутренних войск …. Сергей Павлович(фамилию не пишу), с его слов представитель Краснодарского ОМОНА.
Взамен на то, что мы согласимся идти вниз, командир обещает нас после установки наших личностей отвезти назад. На мое заверение, что он нас обманет, Сергей Павлович утверждает, что нет.
Опять же пообещав, что через 20 минут нас встретит помощь и мы будем на месте (я то понимаю, что 3,5км за такое время ну никак не ходится, а особенно ночью), в 21.00 снова выходим.
К машинам мы спускаемся в 22.10, пройдя тем самым более часа. В общем спуск под надзором ОМОНа занял у нас 3часа 40мин, и это после того как мы целый день шли по своему маршруту с 9.30 и до 18часов.
В чем же была такая спешка, чтобы нужно было гнать группу беззащитных усталых туристов под дулом автоматов в ночь по лесу?
Но и это еще не все!
Около двух военных машин (военный Урал и ГАЗ-66, хотя могу ошибиться, в технике не особо разбираюсь) крутиться еще не менее 20ти вооруженных омоновцев. Уже даже интересно, сколько ради нас нагнали техники и собрали народу. Чем-то это все похоже на «войну с ветряными мельницами».
Нас грузят в Урал, плюс туда же залезают все омоновцы, и машина начитает реветь. Но далеко мы не уехали. Урал надежно сел в грязевое болото. Более полутора часов длилось представление по попыткам выбраться из «ловушки». Но, ни крепкие руки омоновцем, ни рычание мотора МЕГА-машины Урал, на потуги Газ-66, ни к чему не привели.
Мы тем самым развели костер, чтобы согреться и вскипятить чаю. На огонек даже пришли наши уже почти родные «дружественные конвоиры». Сил нервничать и дискутировать уже не было, поэтому мы мирно попивали вместе чаек из одного котелка. Наконец-то командир разрешил нам «отдыхать». Мы пошли ставить палатки и в 2 часа ночи наконец-то легли спать, измученные и потрясенные событиями последнего дня. Дабы мы ночью никуда не сбежали, находчивый командир собрал у нас паспорта!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наш сладкий сон был прерван в 4.20 утра. Раздался суровый голос, который требовал, чтобы мы вставали и собирались, так как за нами пришла другая машина. В начале, глянув на часы, я даже не поверила в то, что слышу.
Ну, это надо же! Сначала водят по ночи по лесу, затем дав поспать пару часов, поднимают среди ночи. Это что такое? Мы что преступники какие-то? С каких пор граждане России не могут ходить по территории России? Если здесь закрытая зона для передвижений, то почему нет ограждения или оцепления? И нигде про этот запрет нет официальной информации!
Проигнорировать указание у нас, конечно, не получилось, да и паспорта наши были у НИХ, судорожно при свете фонариком собираемся и загружаемся в машину. Дорога плохая, едем медленно. Машина холодная, сильно мерзнем. В РОВД Мостовского района нас привозят к 7утра.
Заводят внутрь и оставляют в коридоре ждать. Ко всему прочему основная дверь на улицу открыта, прикрыта лишь решетчатая дверь. В коридоре минусовая температура! Мы требуем теплого помещения! Но на наш стук и требования, перед нашим носом лишь захлопывается дверь служебного помещения дежурной части ОВД по Мостовскому району.
Неужели мы, граждане Российской Федерации, заслужили такое к себе отношение от лиц, которые должны блюсти порядок и безопасность? Нам даже не желают дать теплое помещение, держат как каких-то «бомжей» в коридоре на полу!
Минут через сорок, когда видимо ОМОН закончил оформлять бумажки по нашему задержанию, нас все-таки перевели в «более теплый коридор» в здании Уголовного розыска Мостовского района.
А потом начались беседы с сотрудниками ОВД, причем даже по нескольку раз. Все работники были в штатском и никто из них не представился. А на мой вопрос, заданный одному из них, назвать свою фамилию, имя и отчество – отказался.
Резюме наших бесед свелось к тому, что в этом районе проводятся учения по контртеррорестическим мероприятиям, и мы попали под «горячую руку», типа не повезло.
В конце концов, практически со всех участников группы были взяты письменные показания, и нас отпустили около 14часов 24февраля 2011года.
Спасибо работнику ОВД Мостовского района – Алексею(тоже не представился), он помог нам договорится о размещении на турбазе «Женьшень» в пос.Мостовском, где мы смогли после «освобождения» немного отдохнуть, принять душ, приготовить горячую пищу, в ожидании вызванного из Ростова наше автотранспорта.
Подведем итоги.
В общем, можно сказать, что ОМОН, в лице командира Сергея Павловича, общался с нами очень корректно и вежливо, что произвело на нас, конечно, сильное впечатление.
Работники ОВД Мостовского р-на, которые беседовали с нами в кабинетах Уголовного розыска, тоже были предельно вежливы и оказывали нам по мере своих возможностей общечеловеческую помощь(напоили горячим чаем и помогли договориться с турбазой).
НО КОРОТКИЙ ОТПУСК БЫЛ ИСПОРЧЕН, ПОХОД СОРВАН, А ЛЮДИ ИЗМОТАНЫ. И вот тут возникает масса вопросов:
- На каком основании группа туристов была задержана и спущена вниз?
- На каком основании у людей были забраны паспорта РФ?
- Кто виноват в том, что сорван отдых граждан России, которые потратили свои деньги, время, брали отпуска, готовили и покупали себе снаряжение для зимнего путешествия и кто будет это все компенсировать?
- Кто компенсирует нам наш моральный ущерб?
- Что за необходимость была вести группу беззащитных усталых туристов ночью под дулом автоматов?
- Почему нигде в СМИ нет официальной информации, о том, что такие-то районы закрыты для посещения, на основании того-то.
- Но самый пожалуй главный вопрос : «Где взять гарантию, что в следующий раз такое не повториться? И как себя правильно вести с сотрудниками теперь уже полиции и силовых структур?»
В ответ на вопросы омоновцев и работников ОВД Мостовского района хочу сказать, что нигде не указано(ни в Федеральный законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996), ни в каком другом официальном документе), что группы туристов ОБЯЗАНЫ становится на учет в МЧС, а тем более в органах ОВД. Регистрации в МЧС носит исключительно рекомендательный характер, тем более для путешествий, не имеющих никакой альпинистской и туристской сложности.
И В ЗАКЛЮЧЕНИИ.
(рекомендую прочитать, вы сразу все поймете).
Анекдот похода, рассказанный на одном из первых привалов:
Познакомилась девушка с шикарным мужчиной. Он дарит ей цветы, приглашает в кафе, водит в театр, в общем ухаживает по всем правилам. И вот он приглашает ее к себе домой в гости. Она думает – «А он действительно хороший, умный, интеллектуальный, интересный, наверное, уже можно познакомиться и поближе». Она приезжает к нему. А он предлагает: «А давай поедем ко мне на дачу? Там замечательный лес вокруг, природа, я разожгу камин!» Она соглашается – «На дачу, так на дачу». Приезжают, ужин при свечах, горит огонь в камине. Неожиданно он предлагает ей: «А поехали в лес, там очень красиво, заснеженные ели?» Она недоумевает, но соглашается. Приезжают они в лес. И тут он неожиданно достает ружье и говорит ей – «Раздевайся!» Она в смятении. Но он сурово пригрозил ружьем. Она раздевается. «А теперь лепи снеговика!» «Что? Какого снеговика?» - она в полном смятении. «Обычного! Лепи немедленно!» Ей ничего не остается, она судорожно, морозя руки и ноги, лепит снеговика. После чего, он прячет ружье, и они возвращаются на дачу. Девушка в шоке. Спрашивает его «Что это было? Зачем? Почему?»
На что парень ей отвечает «Ну понимаешь, я в постели не очень, НО ЭТОГО СНЕГОВИКА ТЫ ЗАПОМНИШЬ НАДОЛГО!»
Еще качественные фотографии с поездки : здесь
Кому интересно:
23 февраля 2008года Зимний ПАПАЙ.
23 февраля 2010года Попытка восхождения на АМУКО.