Чем ближе был новый 2011 год, тем сильнее я разрывался между двумя страстями. Первой из них была страсть к лыжным походам, к этим огромным пространствам, покрытым чистым снегом, к холоду зимней ночи и теплу костра. К ветру на перевалах и теплу солнечного зимнего леса. К глубокой тропежке в снегу, и к быстрому спуску в долину. Романтике затерянной в тайге охотничьей избушке, освещаемой тусклым светом свечи и распилке несчитанных кубометров дров, а также ко всему необъятному числу радостей и удивлений, которые составляют лыжный поход.
Второй страстью с некоторого времени стало скалолазание. И помня о том, в какой форме я вернулся из последнего лыжного похода в Ергаки, и как долго потом восстанавливался, я никак не мог решиться снова пойти в далекие края. Ведь большая часть соревнований проходит как раз в конце зимы и весной. В итоге созрело компромиссное (черт бы побрал эти компромиссы!) решение – пойти куда-нибудь недалеко, чтобы не тратить кучу времени на дорогу. Думал и про Армению, но понял что это не совсем то, что хочется. Поиски информации по лыжным походам на Кавказе дали осознание того, что лучший район для этого – Лагонаки. Местность здесь достаточно ровная, чтобы не стать кошмаром для лыжника, перевалы несложные, а виды – потрясающие. Судя по фотографиям – ничуть не хуже, чем те же Саяны и Приполярный Урал. Куча народу конечно отговаривала тем, что там и дождь зимой не редкость, или снега будет столько, что можно просто застрять там, но все это не пугало. К тому же, сидеть дома в новогодние праздники, с барского плеча подаренные всему населению страны, казалось расточительным и негуманным. Ну и конечно расстраивала теплая зима, но все-таки была надежда, что где-нибудь наверху мы снег все-таки найдем.
К сожалению, большая часть народа, с которым я ходил последние лыжные походы, пойти со мной сейчас не смогла, либо согласившись ранее на аналогичный поход в районе Архыза (соединяясь с Рождественским Экстримом, привет Коле Ведяйкину!). Поэтому все мероприятие некоторое время вообще находилось под большим вопросом. К счастью в очереди за булочками в РНИИРС, ко мне с Женей Дорошко, подошел Костя Бойко и предложил то же самое (поход в Лагонаки). Отлично! Объединив усилия в подборе снаряжения (спасибо всем, кто поделился снарягой!), мы нашли еще 3-х участников – Вася Митряев, опытный лыжник и мультимиллионер J, и два его товарища по альпинизму – Маша и Миша.
Одним из главных преимуществ Лагонак является близость к нашему городу. Всего – 330 км до Майкопа (это если знать как ехать) и еще 90 до турбазы Лагонаки. После выяснения различных вариантов проезда (поезд, заказная машина), решили ехать на своих машинах (Калина с багажником для лыж (Маша) + джип Лексус (Вася).
Выехали в ночь со 2-го на 3-е января. Сделали небольшой крюк, проехав через Армавир (нужно было по М-4, до пос.Выселки и далее через Усть-Лабинск). Часов в 8 утра были где-то в районе турбазы Лагонаки, снег появился только совсем недавно, тонким слоем вдоль дороги, температура – около 2 градусов мороза. Зарегистрировались в МЧС (их здание в самом начале справа). Там молодой спасатель Дима очень подробно и качественно объяснил нам особенности нашего маршрута, обрадовал тем, что повсюду стоят вешки, и советовал в непогоду никуда не идти. После этого мы поели наскоро в кафе (мрачное такое кафе, с ненавязчивым сервисом) и начали прямо на улице делить продукты и снаряжение (люди занятые, в Ростове не успели сделать).
Запаковав все кое-как, отправились в путь, пока по дороге. К этому времени немного потеплело, плюс рюкзак на спине и лыжи под мышкой добавляли тепла. Вдоль дороги куча кафешек, подъемник горнолыжный, и множество людей, приехавших на пикник, у половины из них переносные мангалы с шашлыками и прочими радостями жизни. Через некоторое время увидели Плато в первый раз. Огромные поля, плавно возвышающиеся в вершину Абадзеш, над этим мирное голубое небо с белыми прожилками облаков, благодать! Через полчаса по дороге пришли к пункту кавказского биосферного заповедника, здесь стоит шлагбаум. Берут по 150 р за день пребывания на территории заповедника с человека. Немало блин! Пришлось пойти на хитрость и сказать что мы на один день всего, а завтра уже уходим в ущелье реки Цице (ударение на второй слог). Сборщик податей удивился, выразив сомнение в том, что там ходят (там и правда непростой каньон), но сделал вид, что поверил. Совет – найти карту на которой нарисованы границы заповедника и придумать заранее правдоподобную версию краткосрочного пребывания на территории заповедника. Тут уже дорога была хорошо покрыта снегом, и было решено одевать лыжи. Лыжи многие надевали в первый раз, и без шероховатостей не обошлось. За время подгонки креплений нас обогнала группа туристов со снегоступами и группа туристов с лыжами. Начали движение в лыжах и на первой же небольшой горочке, конечно же попадали. Потом встали и снова упали. К счастью Женя и Маша были достаточно устойчивы (морально) чтобы продолжать борьбу с лыжами. При всей этой борьбе нас по-прежнему обгоняли девочки в сапожках на каблучках, попивая пиво и пощелкивая семечки. Ощущение суровости лыжного похода все никак не приходило…
Сошли с дороги, начали спускаться (полого) к истокам реки Курджипс. Дальше по полям идет слабозаметная дорога с железными столбиками-маркерами. В какой-то момент поняли, что снега на полях маловато, и сняв лыжи пошли пешком. Обедали в полуразрушенном домике пастухов. Прохладно, но ничего так. Дальше пошли, привязав лыжи на веревочку. Нас все равно обгоняли снегоходы и прогуливающиеся люди. Плавно обходя Абадзеш начали выходить к перевалу между Оштеном и Абадзешом, но тут внезапно начало смеркаться. Дул ветерок, и группа была уже достаточно измотана бессонной ночью и тяготами борьбы с палками привязанными к ногам. По плану мы должны были выйти сегодня к избушке в верховьях р.Цице. Однако было понятно что такой подвиг сегодня нам не под силу. Перейдя небольшой ручеек с открытой водой, я решил, что надо искать поблизости место для ночлега, чтобы не иметь проблем с водой для готовки. Найдя примерно ровную площадку, и начав ее выравнивать снегом, я провалился по горло в русло еще одного небольшого ручья, выскочил пулей, намокнуть не успел. Решили ставить палатку уже куда-нибудь. Палатка, взятая в РНИИРСе напрокат, была довольно высокой и с невообразимым количеством дуг, каждую из которых нужно было просунуть в кармашек, что на ветру становилось довольно трудным. Также встала проблема растяжки палатки, растягивали на топор, лыжные палки и прочие малопригодные штуки.
И вот мы в палатке, ее рвет ветром (надеемся выдержит), готовим есть и готовимся спать. Под нами огромные кочки, но тело говорит – пофигу! Давай уже как-нибудь! Состегнув два спальника мы втроем влезаем в них, и тут выяснилась одна неприятная особенность. Дышать блин невозможно!! При том что все трое лежат на боку. Также некуда деть руку! Так промучились полночи, тут Женя спрашивает – а скоро уже рассвет, я смотрю на часы – а там – 22.40. От этой новости Женя расстроился и сказал что он лучше будет без спальника спать. Так он и сделал, накрывшись своей курткой, а двое оставшихся с этого времени спали уже полегче. Если не считать ветра, то ничего так.
Утро встретило нас успокоившейся погодой. Собрались и пошли, теперь уже на лыжах. Вскоре вышли на перевальное плато и помчались с ветерком. Ну или попытались помчаться. Маше приходилось труднее всех. Даже получасовые уроки катания на лыжах без рюкзака помогли мало – падения стали неотъемлемой частью похода. Через некоторое время спуск стал крутым и количество снега уменьшилось, решено было снять лыжи. Через некоторое время спустились к реке, где восполнили недостаток жидкости в организме. До домика, находящегося в лесу на поляне оказалось совсем ничего. Домик небольшой, его уже заняла команда туристов из Костромы. Вернее команда ушла на Оштен, а один человек остался сторожить домик. Пока вскипятили воды для чая, подошли остальные костромичи (а не костромчане! обижаются!) На Оштен они не поднялись, ветрено было, но вообще – крутые, почти у всех деревянные «туристы», идут двойку лыжную, а из разговоров мы услышали, что поход у них настолько суровый, что «нам на ходу не разрешают шапку поправить!» Ну и да, выйдя чуть раньше нас с турбазы, они до вечера успели придти в этот домик.
Комстромичи уговорили нас все-таки ночевать в домике, изрядно потеснившись. Напилив и нарубив кучу дров мы разожгли печку и в домике потеплело. Огромная щель под крышей не позволяла протопить дом, но все же стало гораздо лучше + можно готовить на печке. Спали без ног.
Утром кострома ушла, мы остались еще на день. Всю ночь шел снег, и утром тоже сыпет. Мы неспешно кушаем, потом спим часик уже на VIP-местах (полатях). Затем собираемся в радиалку в каньон Цице. Свежий снег блестит и липнет к лыжам, мажем лыжи свечкой. Путь идет вдоль реки, с постоянными обходами прижимов по лесу. Группа ругается, но идет, а опыт перемещения по сложному рельефу на лыжах тем временем накапливается. Новый снег падал прямо на траву и листья и довольно быстро стирается до этой самой травы. После очередного головоломного прохода на лыжах мы их все-таки снимаем, и дальше идем пешком. Вскоре видим вход в каньон – скалы с двух сторон. Речка неглубока и мы переходим ее по камням. Сказка из снежного леса, воды и скал. К сожалению, мы забыли взять перекус и возрастающее чувство голода не дает нам пройти далеко, хотя мы и так посмотрели чудес природы. Назад возвращаемся за час с небольшим, небо начинает окрашивать горы в оттенки розового, тишина и спокойствие.
Ужинаем, Вася, Маша и Миша долго пьют разведенный спирт, а я мучаюсь от отсутствия третьего спальника.
Утро четвертого дня было пасмурным, но осадков не принесло. Сегодня у нас боевой день, приличный набор высоты, и необходимость придти в приют под Фиштом. Спустились к реке и перешли ее по камням. Начались наборы высоты, которые на лыжах некоторым даются с трудом. Снега неглубокий, тропежки нет. Виды открываются отличные, как в настоящем лыжном походе. За 3 перехода выкатываемся к озеру Псенодах, у которого видим двух туристов, как оказалось из Казани. Им с нами по пути и они становятся в конец нашей группы. Дальше ущелье поворачивает влево, глубина снега в нем увеличивается, а также появляются завалы из огромных камней, в которых мы немного петляем. У подножия большого холма обедаем за рекордное время в 25 минут, так как поддувает неприятный ветерок. Холм обходим слева, тут видны те же путеводные вешки. Обход холма с приличным набором высоты выводит не на перевал, как я думал, а на еще одно плавно повышающееся плато, а вот оно уже заканчивается перевалом, впрочем мы выходим через какую-то боковую седловину.
Быстро едим шоколадку и начинаем спуск. Спуск – не подъем – это все знают, и снова поплутав в развалах камней, мы выходим на чистые снега. ЭХ ПРОКАЧУСЬ! – думаю я, и даже начинаю катиться, но ах! Разогнавшись (некритично) я падаю в глубокий снег и досадуя только на то, что придется отряхиваться от снега вдруг замечаю обломанный носок своей лыжи. Эх, жаль бескид. Столько лет служил. Но особо не расстраиваюсь, видно это знак что пора менять лыжи на пластик. За 15 минут прикручиваю имеющийся в ремнаборе носок лыжи, и снова качусь вниз. Видимость – практически нулевая, где верх и низ – не понятно. Пока мы спускались с седловины, навстречу нам, на перевал прошла группа пеших туристов и один на лыжах. Как потом оказалось – это были ребята из Воронежа. Спуски привели нас к крутому отрогу, с которого уже было видно домики приюта. Здесь пришлось позакладывать петли, а часть группы спускалась пешком. Вскоре вышли к двум домикам приюта Фишт. Домики – двухэтажные, с новой крышей и вообще по сравнению с предыдущим домиком – 5 звезд. Жаль печки только нет, зато места для сна – вагон. Вася быстро нашел баню и сказал, что печка в ней – козырная. Мне было бы в лом искать дрова, но Вася взял Мишу и через некоторое время дрова были найдены, и при помощи оставшейся части группы распилены и порублены. Как мне казалось – дров мало и все что мы сможем сделать – просто согреться в бане. Но вышло так, что печка действительно была козырная, и через полтора часа в бане было уже хорошо. Отличное ощущение – выйти горя телом из бани, стоять 5 минут, ловя снежинки на кожу и не чувствовать холода. Маша принесла неучтенкой бенгальские огни и другую новогоднюю атрибутику, разукрасила жилище и в наше жилище пришло ощущение праздника, спасибо, Маша!
Вечером выяснилось, что на завтрашнее восхождение на Фишт не хотят идти Вася, Маша и Миша. Как оказалось – правильно сделали, так как кошек у нас было всего на 3-х человек. Я, Женя и Костя сделали суровые лица и, собравшись, вышли в 6.30 на восхождение. К слову сказать – мне тоже как-то не особо хотелось, но и сидеть в домике тоже как-то не айс. Костя тот просто рвался в бой, а Жене – все было в новинку. Итак, вышли с фонариками, видимость опять плохая, но ждем – вдруг прояснится. Вышли за полчаса наверх крутого отрога, видимость прежняя. Начали обход бастиона красных скал, под слоем свежего снега появился фирн, пришлось одеть кошки, которые не снимали до самого конца. С ними спокойнее. Крутизна здесь была наверное максимальной и достигала градусов 35-40. Снег временами по пояс. Видимость – 20 метров. К сожалению, ждать чтобы распогодилось было прохладно и, пройдя бастион мы начали идти практически вслепую, по наиболее простому пути, в основном ориентируясь по компасу. Таким образом мы шли довольно долго, и карта упрямо не хотела ложиться на местность (фиговый из меня ориентировщик). В один из моментов ожидания прояснений мы обнаружили рядом с собой неизвестную конструкцию. Возможно ее назначение – метеорологическое? Шли дальше. В итоге, когда немного прояснилось, мы поняли что отклонились от нужного пути. Верхняя часть пути, с выходом на гребень Фишта по-прежнему скрывалась в тумане, а мы уже порядком устали, решили возвращаться. Попили чайку и на спуске (немного прояснилось) увидели, в какой момент мы пошли не туда. Спуск конечно прошел гораздо легче, и вот мы уже бредем по полю к домикам, сквозь дымку светит солнце, тепло и хорошо. Фанаты бани вновь ее топят и парятся до поздней ночи.
Утро последнего дня снова не радует видимостью. Ночью падает снег и скрывает следы прошлого. К счастью вчера воронежцы пошли в нужную нам сторону и их лыжню видно хорошо. Лыжня ведет на Армянский перевал (где тут армяне???) через густой лес, что заставляет нас крепко материться (про себя). Также у некоторых участников неожиданно улучшился откат, что заставляет на любом уклоне так напрягать руки, что просто АХ. Вовремя созревает решение отказаться от лыж в сторону пешеходного способа передвижения. Так мы действительно идем быстрее с меньшими затратами сил. Перевал оказывается низким, а следующий – Гузерипль кажется совсем близким и почти без набора высоты. Однако, тут же становится ясно, что пешком идти трудно (глубокий снег), а на лыжах тоже не особо легко. Попытка доказать половине группы преимущество передвижения на лыжах ни к чему не приводит, крепкие орешки попались. Подъем к перевалу устилают каменные россыпи, которые стоит обходить далеко справа! А не так как мы, прямо по ним. Это долго и неудобно. Пыхтя выходим на седловину, обедаем, а чуть приспустившись понимаем, что настоящая седловина чуть ниже. Ну, в тумане и не такое бывает. Теперь мечтаем о быстром спуске вниз. Некоторое время так и происходит, потом понимаем, что нужно выходить на левый берег реки и замечаем там вешки. Еще через полчаса видим у ручья кучу ребят без лыж, радуемся, значит цивилизация близко. Узнаем у них, сколько идти до Партизанской поляны, говорят – час, оказалось это только до Яровой поляны – где заканчивается асфальтовая дорога. Дальше ловим некоторое количество чистого кайфа – по укатанной тропе лыжи летят как стрела! Потом к сожаление кайф заканчивается и начинается подъем в горку. Лыжи снимаем и идем по зимнему лесу. Маша отстает, и просит чтобы ее оставили одну, ей хочется побыть наедине с лесом. Этому однако, мешают возвращающиеся матрасники (как потом оказалось – скалолазы из Краснодара). Они показывают нам по какой из троп идти (фиг найдешь если не будет тропы). И через некоторое время мы выходим на асфальтовую дорогу, где стоит куча машин и снова – шашлыки, саночки и прочее и прочее. Дорога – на удивление хорошая. Снега на ней к сожалению мало, на лыжах идти не получается. Ноги уже гудят, и идется вяло. Включаю в плеере Long Distance Calling, и повысив мощность на 30% иду, наслаждаясь последними зимними видами. Чуть меньше часа, и мы выходим к Партизанской поляне (партизанскому приюту). Здесь большой дом, сторож пускает жить за 300 р, двухярусные кровати с чистыми толстыми матрацами и центральное отопление! Благодать. Звоним Васиному брату, чтобы он приехал за нами и отрубаемся спать.
Ночью приезжает брат, берет с собой часть группы и везет Мишу за Калиной, оставленной на турбазе Лагонаки. Миша не возвращается долго, и я уже волнуюсь. Как оказалось – ехать обратно до турбазы не так и близко, да еще и аккумулятор у Калины сел. Но вот мы вместе, грузимся и едем из зимы в осень. Теперь едем быстрее, и даже адыгейские гаишники не мешают нам в кратчайшие сроки, отведав вкусного борща на М-4, приехать в Ростов.
Лагонаки – всем советую.
Начало, турбаза Лагонаки.
Впервые увидели Плато
Идиллия
Виды на восток
Первая попытка идти на лыжах не увенчалась успехом
Маша??!!! Ты куришь???!!!!??!
Практически полярный ландшафт :)
перевал между горами Оштен и Абадзеш
Ветрено
мультимиллионер и просто лыжный турист Вася Митряев
НЛО заходит на посадку
Спуск в д.р.Цице
Суровые костромичи
неуютно
Домик в Цице, осваиваем лыжи
К старту готовы!
Маша-снегурочка
Костя
Миша
р.Цице
Идем в каньон Цице
Женя в яйце
Вход в каньон
форсируем
и возвращаемся голодные
Домик ждет нас
Нет, спасибо, конфет не надо
подъем к озеру Псенодах
Уходим в глубокие снега
Озеро близится
Скала под массивом Пшехо-су
Путь между камнями
тяжело... но вот и обед
на перевале Фишт-Оштеновский
Бескиды служат по 30 лет, но в итоге все равно ломаются
но впрочем и чинятся
Приют Фишт
Дрова для бани
Бастион, а слева - путь на Фишт
Неведомого назначения конструкция
Перевал Армянский
без лыж
Урра! можно снять лыжи!!!
такая погода...
Заводит иногда не совсем туда
дорога к Партизанской поляне
КОНЕЦ!