Мои первые вершины
Это был мой первый выезд в горы. Очень хотелось постоять на вершине и испытать то самое «счастлив и нем». Поэтому я напросился в группу с самой сложной программой – группу восходителей. Еще было две группы: конная и отдыхающие.Мы приехали в Архыз рано утром. Выгрузили вещи, позавтракали и ждали машину на Софийскую поляну. Через час-полтора мы загрузились в кузов ГАЗ-66 и поехали дальше. Группа кавалеристов осталась ждать своих коней.
Завтрак в Архызе |
По дороге на Софийскую поляну несколько раз надолго останавливались – минут на 20-30. Один раз ждали, пока проедет лесовоз и освободит дорогу. Второй раз – на пограничной заставе. Еще была интересная переправа через речку на поляне Таулу.
Переправа на поляне Таулу |
На Софийской поляне очень красиво. Альпийские луга – какое-то сказочное место. Мы выгрузили вещи из машины. Помогли перетащить тяжести группе отдыхающих. Они оставались здесь и выше не поднимались. Пообедали и начали распределять общественную нагрузку по рюкзакам. Вес моего рюкзака увеличился раза в два. Когда все было упаковано, оказалось, что некуда деть пиво, купленное в Архызе. Распихали по бутылке пива в каждый рюкзак. После этого намазались солнцезащитным кремом и двинулись на Спартаковские ночевки.
Наша группа слева направо: Вова, я, Коля, Лика, Саша, Инна, Леша (сидит). |
Поначалу подниматься было легко. Вокруг были зеленые луга, и рюкзак еще не оттянул плечи.
Подъем на Спартаковские ночевки е |
Когда начался снег, идти стало гораздо сложнее. Я первый раз поднимался по снегу и тратил много усилий напрасно. Мне казалось, что сделай я одно неосторожное движение, и кубарем покачусь вниз. Поэтому я вгонял ледоруб в снег почти на всю длину, усердно утаптывал ступеньки. Это потом, через пару дней, я спокойно ходил по более крутым склонам без ледоруба. А сейчас было очень тяжело. Да еще рюкзак немилосердно резал плечи. Для меня этот подъем на Спартаковские ночевки был самым тяжелым испытанием за весь поход. Как оказалось, карабкаться по скалам проще. На скалах хотя бы можно отдохнуть, пока висишь на базе.
До ночевок еще чуть-чуть |
На Спартаковских ночевках мы отдышались, поставили палатки и поужинали. Легли спать очень рано – часов в 7-8. Все очень устали после ночной дороги и подъема.
Спартаковские ночевки |
Меня назначили дежурить на следующее утро. Все было просто – надо было сварить пюре на завтрак и заварить чай. Саша сказал мне с вечера набрать воды и в котелок и в чайник. На нашей поляне была вода - много луж с относительно чистой водой. Котелок я набрал, а в чайнике еще оставался чай. Я решил, что пока не буду его выливать, а воду для чая наберу утром. Каково же было мое удивление, когда на утро на поляне не было ни капли воды. За ночь вся вода ушла. Я уже собрался топить снег, но Вова все-таки нашел небольшую лужицу. Чаепитие было спасено.
Потом мы начали собираться. Все было непривычно: система поверх ветровки и нескольких свитеров, бахилы, каска поверх вязаной шапки… Было еще куча вопросов: а не будет ли холодно; а не будет ли жарко; а взять ли нож, а то он в кармане мешает; а куда деть очки, чтобы их не раздавить; что же я еще забыл?... Короче, кое-как собрался.
Начался долгий подъем по снегу. Но теперь легче – нет тяжеленных рюкзаков. По ходу дела Саша показал мне, как пользоваться ледорубом, как его держать, как зарубаться. Сказал, что позже попробуем все это на практике. Когда подошли к началу снежного кулуара, разбились по связкам. Снизу этот кулуар казался практически отвесным. На самом деле он оказался довольно пологим, никаких проблем с подъемом не было. Иногда на скалах то справа, то слева мы замечали небольшие водопады.
Подъем по кулуару |
После подъема по кулуару справа от нас была наша первая цель – вершина Мелиоратор, 1Б категории сложности, а слева поднималась стена горы Пазарджик, сложности 2А. Если оглянуться назад, то открывался восхитительный вид. Где-то далеко внизу была видна маленькая синяя точка – наша палатка. Еще дальше видна долина реки София, покрытая зеленью, и дорога, по которой мы накануне приехали. Трудно было поверить, что мы сами пешком поднялись на такую высоту.
Вид с перевала |
Мы оставили ледорубы на перевале и начали подъем на Мелиоратор. Шли в связках по двое. Леша спросил меня, хочу ли я идти первым. Конечно да! Только я понятия не имел, что надо делать. Умею ли я ставить закладки и френды? Я чесно сказал, что не умею. Сразу вспомнилась тренировка в Планете, когда нам давали возможность поработать с закладками. Почему-то, у меня дело до закладок тогда не дошло. Леша вкратце рассказал мне, как это делается, и ушел первым. Мне оставалось подниматься и забирать закладки, а заодно запоминать, как надо их устанавливать.
Подъем на Мелиоратор оказался очень простой. Всего две веревки, вдоль которых мы не лезли, а шли пешком. Все три связки пошли параллельно. Наши веревки все время путались и мешали. Мы все время распутывали клубки из усов самостраховки, своей и чужой страховки.
На вершину я пришел последним. Места там уже не было. Поэтому я остался висеть на усе. Завхоз Коля раздал нам по кусочку шоколадки. Хотя, лучше бы он раздал по литру воды. Я висел, ел шоколадку и любовался пейзажами. Прикольно! Моя первая вершина! А я думал, все будет сложнее. Хотя говорить о сложности было рано. Впереди вершины 2А и 2Б.
Вершина Мелиоратор |
Повисели – пора спускаться. Спуск до перевала не вызвал никаких проблем. Я пошел первым, и поставил пару закладок, куда мне показывал Саша. На перевале мы пообедали. Положили ледорубы в рюкзаки, и двинулись покорять Пазарджик.
Сначала подъем был простой. Мы с Лешей лезли без страховки. Саша сказал, что если немного спуститься и обойти стену, то подъем будет проще. Но тогда это не тянет на 2А. Поэтому мы решили, что полезем по сложной стене. Мы долго искали, где бы сделать базу. Все камни вокруг лежали ненадежно. В итоге нашелся большой тяжелый камень.
Готовы к подъему на Пазарджик |
Леша ушел первым, повесил перила. Все уходили по этим перилам на жумарах. Я полез последним с верхней страховкой. А так хотелось «пожумарить»! Сложный участок был высотой метров 5. Дальше все было просто. Перила больше не вешали, шли в связках. Никаких сложностей до вершины больше не было.
На самой вершине было просторнее, чем на Мелиораторе. Можно было пройтись, выбрать наиболее эффектное вид, чтобы сфотографироваться. Я выбрал. Вид на фотке получился классный. Вот только я там с закрытыми глазами… Поэтому здесь будет фотка Леши.
Леша на вершине Пазарджик |
Вид с вершины был потрясающий. По всему горизонту видны седые вершины. С северной стороны над нами нависала гора София. А где-то внизу была вершина Мелиоратор. И ветер завывает в каске…
Вниз спускались дюльфером. Всего две веревки по снегу. Мне сказали, что я «интеллигентно» дюльферяю – со схватывающим. Ну, как научили – так и дюльферяю.
Спуск с Пазарджика |
Мы продолжили спуск по снегу. Идти вниз по снегу – одно удовольствие. Можно идти медленно, можно идти быстро, можно бежать, съезжать на ногах или на попе… Среди лета было здорово вот так покувыркаться в снегу. Я тренировался с ледорубом – зарубался. Падал вперед, на бок, на спину, а потом пытался остановиться. Ничего сложного.
Когда мы обогнули гору Панагюриште, увидели, что в нашем лагере стоит еще одна палатка. Мы подумали, что это поднялась наша конная группа. Но оказалось, что это парни из Кисловодска приехали покорять Софию.
В лагере мы несколько раз поужинали. Мы всё ждали, что все-таки придут наши конники, но потом решили, что они отказались от этой затеи и придут утром. Уже смеркалось, и мы легли спать, когда из-за камней показался флагшток. Наконец-то пришли наши. Поставили палатки, приготовили еду. За ужином делились впечатлениями. Потом завалились спать.
Ужинаем все вместе |
Всю ночь громыхала гроза и шел ливень. А на утро не было никаких следов грозы. Все думали, а не приснилось ли это нам?
Когда мы только проснулись – в 6 часов – ребята из Кисловодска уже собрались и выдвинулись на Софию. Наши бывалые говорили, что они вышли слишком поздно, и дотемна не успеют вернуться.
На второе утро сборы уже не были такими волнующими. Я уже знал, что понадобится, а что нет.
Начался очередной подъем по снегу. Я уже вполне уверенно шел, не боялся упасть и скатиться вниз.
Чтобы не тащить ледорубы на вершину, мы их оставили под скалой в снегу.
У подножия Панагюриште |
Мы вылезли со снега на скалы, разбились по связкам. Первой полезла Лика. Она практически сразу скрылась за выступом скалы. Через несколько минут мы услышали слабый крик: «Срыв, срыв…». Сразу стали тянуть веревку, с которой полезла Лика. Вскоре она показалась из-за выступа. Она была бледнее снега, очень напугана. Но к нам не спустилась. Немного отдышалась и полезла дальше. Как она потом рассказывала, что чудом повесила закладку буквально перед тем, как сорвалась. Камни оказались скользкие. Она проскользила несколько метров по камням, получила ссадины на пятой точке и порвала брюки. В остальном все обошлось благополучно. Дальше первыми лезли Коля и Леша.
Подъем на Панагюриште оказался гораздо интереснее, чем предыдущие подъемы. Первую веревку мы прошли в связках. Потом стали подниматься по перилам. Вот тут я нажумарился! Я пробовал подниматься только на жумаре, пробовал ползти самостоятельно и тащить жумар рядом в качестве страховки. Короче, полный отрыв! Единственное, что немного огорчало – что я не иду первым. Очень хотелось лезть впереди. Но я понимал, что пока маловато опыта для этого. Несколько раз я тащил с собой освободившуюся веревку, чтобы первые могли дальше провешивать перила. Я пробовал тащить веревку за один конец. Привязывал маркированную веревку над рюкзаком – в нее упирается каска, когда смотришь вверх. Привязывал веревку под рюкзаком – кольца веревки иногда путались под ногами.
Подъем на Панагюриште е |
И вот, наконец-то, мы добрались до вершины. Единственная мысль в тот момент была: «Пить!». Благо, у меня в рюкзаке была полная бутылка воды. Вообще, постоянные ощущения на скале – это ветер завывает в каске, и хочется пить. Чтобы бороться с жаждой мы ели конфеты. Раньше на думал, что можно утолять жажду конфетами. Но от них выделяется слюна и сухость во рту проходит.
Так вот, мы на вершине Панагюриште! Мы прошли маршрут 2Б! Но тогда сильного восторга не было. Это был закономерный результат долгой и тяжелой работы. Вместо восторга – уважение к себе и ко всем ребятам из группы. Да, мы это сделали! Хотя, я и не сомневался. Над нами опять возвышалась широкая вершина Софии. На ней виднелись маленькие силуэты кисловодской группы. Они были уже почти на вершине. Вот кому я тогда завидовал! У них более высокая и сложная вершина! У них были силы карабкаться на нее!
А с другой стороны на горе Надежда мы видели наших покорителей из конной группы. Из лагеря они вышли позже нас. Пока мы поднимались, мы видели, как они лезут по склону, как часть их группы отделилась и пошла вниз. А теперь, мы стояли на своей вершине, а они – на своей. На фото, где мы обедаем, на фоне видна гора Надежда.
Когда все поднялись, мы достали припасы и перекусили. Леша под диктовку Коли написал записку. Получилась не записка, а целая повесть. Еле уместилось на страницу – пришлось сократить.
Обед на Панагюриште |
На спуске было два дюльфера до снега. Камни под ногами все время норовили обсыпаться. Поэтому приходилось спускаться аккуратно, чтобы не вызвать камнепад.
Это я дюльферяю |
Ну а потом опять приятный спуск по снегу. Местами получалось скользить на ботинках, как на лыжах. Очень захотелось прокатиться тут на сноуборде.
Спустились в лагерь. Выпили чаю. Вскоре вернулись покорители Надежды. Делились впечатлениями, делали ужин, выпивали за вершины. Долго спорили, спускаться в этот же день на поляну Таулу, или остаться на ночь здесь. Победили здравый рассудок и лень – мы остались.
Делимся впечатлениями |
Оставшийся вечер мы жгли мусор. Чтобы этот мусор горел, мы выщипали всю сухую траву на поляне, собрали все палки, ободрали этикетки с консервных банок.
Вдруг показалась кисловодская группа. Они уже вернулись с Софии. А мы-то думали, что они придут поздно вечером. Наши бывалые сразу прониклись уважением к суровым кисловодским восходителям. Но тут они удивили нас еще раз. Они за полчаса собрались и пошли вниз на Софийскую поляну. Мы провожали их восхищенными взглядами. Они ушли, а мы остались наблюдать восхитительную картину на небе,… и жечь все что могло гореть.
Вечернее небо |
Ночью опять была гроза.
Утром мы позавтракали, оперативно собрались, сфотографировались и пошли вниз.
Отчаливаем |
Спускались быстро. В лагерь на Софийской поляне мы не заходили. Перешли речку по ледовому мосту и пошли по дороге в сторону поляны Таулу. Спускаться пешком с гор было очень интересно. Дикая растительность. Иногда попадались стада коров и табуны лошадей. Гордые джигиты на конях их пасли. За пару километров до поляны Таулу мы передохнули на пограничном посту. Попросили у пограничников воды. Спасибо им большое. На Таулу мы поели хычинов с айраном. Погрузили рюкзаки в машину и отправили их в Архыз. А сами налегке пошли пешком.
По Архызу шли огромные стада живности.
В Архызе |
В Архызе мы загрузили рюкзаки в машину. Попили пива, перекусили, и поехали домой.
Уже через 10 минут после отправления из Архыза в голове была только одна мысль: «Я хочу снова в горы, хочу на другие вершины!».
Отдельно хочу поблагодарить всех участников нашей группы: Сашу, Лёшу, Инну, Колю, Лику и Вову. Большое спасибо за дружный коллектив и теплую атмосферу!
18 июня 2009 г.