В итоге места распределились следующим образом:
1. Сампара Сергей – лыжный поход 4 к.с. по Полярному Уралу.
2. Таранцева Елена – горный поход 5 к.с. по Западному Кавказу.
3. Сказик А. – горный поход 5 к.с. по Западному Кавказу.
4. Назаренко О.В. – горный поход 2 к.с. по Западному Кавказу.
5. Кудинов Н.В. - горный без категории по Западному Кавказу.
Судейская коллегия: Гейденрих О.М., Кабанов С.С., Капустянова И.А., Миргородский Ю.В., Рассудов М.С.
Награждение победителей и призеров состоится в Клубе «Планета» в январе 2008 года.
Есть ли Весна на Полярном Урале..?
или
С лыжами из Ростова в поисках ответа...
(очерк о лыжном походе 4 к.с. по Полярному Уралу, март 2007 г.)И на этот раз мы опять пошли на Полярный Урал, как и в 2005г, но только в северную его часть. Начинали маршрут со станции "Полярный Урал110 км", находящейся на ж/д ветке Воркута -Лабытнанги. Маршрут состоял из двух колец. Первое кольцо - 4 дня - к югу от ж/д полотна и второе кольцо из 9 дней - севернее. А всего предстояло пройти 240км.
Нас было девять человек, туристов клуба "Планета" :
Помня о непогоде двухлетней давности, когда температура опускалась до -40 и три раза за 13 дней пришлось пережидать пургу, мы очень тщательно подошли к подготовке снаряжения, как личного , так и общественного. И, как всегда бывает, когда готов к неприятностям, то они обходят тебя стороной. Так получилось и у нас. Морозов сильных не было, всего один раз было -25, а в остальные дни и того теплее. И даже один день было +2 и шел дождь с мокрым снегом.
Погода не очень : низкая облачность,- и поэтому гор практически не видно. Постепенно втягиваемся в ущелье, где нас должен ждать каньон, который мы не увидели, т.к. прошли над его правым бортом, но балок в конце ущелья, как и было в описании, нас ждал. Правда его пришлось минут 30 откапывать от снега, чтобы попасть вовнутрь, но ничего: помахали лопатами по очереди - погрелись, и вот мы уже на нарах и почти в тепле (есть печка с дровами, заготовленными летом, - спасибо предыдущим обитателям).
Светлого времени ещё достаточно, поэтому берём верёвки и ледобуры и идём к замёрзшим водопадам , которые нам завтра нужно пройти.
Утром быстро собираемся и идём к оставленной верёвке. Погода по-прежнему не очень, но хоть ветра нет - и то радость.
Достаточно легко проходим вторую ступень ледопада, вытаскиваем наверх санки и, как ежики в тумане, пытаемся понять, где же наш перевал. В конце концов, перевал нашёлся и мы дружно на него спустились ( с кем не бывает, в тумане и не так "блукают")
В этот день проходим ещё один перевал (тоже в тумане) и спускаемся в дол. реки Енга-Ю. Внезапно натыкаемся на накатанную дорогу, ведущую к пер.Геологов, на котором есть целый посёлок. Там ведётся добыча бокситов в промышленных масштабах. Каждые 30-40 мин. по дороге проезжают "огромадные" "Уралы". В долине по описанию есть маленький балок на 3-4 человека, в котором водители останавливаются на обед, и через 20 минут дорога приводит нас к нему.
Время позднее, пора становиться на бивак. Заглядываем в балок - довольно приличный, только немного грязновато. Нары действительно на троих, но на полу (если его застелить полиэтиленом) остальные тоже могут поместиться. Это всё же лучше, чем ставить палатку. Так и сделали.
На обед остановились под прикрытием огромного, пятиметровой высоты снежного надува. Здесь ветра нет, хотя наверху всё метёт и пуржит. GPS показывает, что до перевала Сев.Каровый, который мы должны пройти, осталось километра 4. Это всего один хороший переход. Так как время ещё есть, решили подойти поближе и поискать какое-нибудь укрытие под перевалом, но тщетно.
Перевальный цирк ровный и плоский, больших валунов или снежных карнизов не видно, да и ветерок тут, однако, с ног валит. Решили вернуться к надуву, у которого обедали, и в нем вырыть снежную пещеру.
Поворачиваем и замечаем, что назад двигаться не менее сложно, чем вперёд. Сильный, теперь уже попутный, ветер уж больно здорово нас разгоняет, придавая приличное ускорение, с которым не все справляются. Начинаются падения. Видимость упала до 20-30 метров.
Чтобы не потеряться, идём плотной группой. Лыжню, которую мы протоптали буквально 30 минут назад, вообще не видно - все следы заметает за считаные минуты. Несмотря на это, назад к надуву выходим точно.
Берёмся за лопаты - и понеслось! Сначала вырыли вход в пещеру - метр на метр. Когда углубились внутрь сантиметров на 80, стали расширять нишу до 5 метров шириной и глубиной до 2-х метров. Свод пещеры подняли до полутора метров.
Пишется быстро , а ковырялись мы часа, три сменяя друг друга, и если посчитать, то мы выкинули кубов 15 плотного , жесткого снега, но зато потом пожинали плоды своего труда. В пещере тихо и тепло, несмотря на разгулявшуюся непогоду, и когда находишься внутри, то кажется, что на улице уже всё успокоилось , но это обманчивое ощущение, т.к. ветер не утихал всю ночь.
В пещере. |
Утром ветер утих, и стало понемногу проясняться. Опять, как вчера, поднимаемся в "цирк" перевала. Сегодня перевал уже чётко виден, и когда мы на него поднялись, распогодилось окончательно. Туман рассеялся, вышло солнце, и открылись прекрасные виды Уральских гор.
За один переход спускаемся с Сев.Карского перевала и поднимаемся на другой, безымянный. С него длинный пятикилометровый пологий спуск к станции Пол.Урал 110 км, откуда мы четыре дня назад начинали маршрут. Прекрасное катание и шикарные виды противоположных хребтов.
На одном из привалов решили пообедать. Пока дежурные готовили обед, Лёша Смоликов решил обтереться снегом (чего ни сделаешь, чтобы попасть в кино!). Лика смотрела на это дело и решила Леше потереть спинку (добрая девушка). Лешке, почему-то это не очень понравилось. Но если Лика решила помочь , то от неё просто так не отделаешься, и как ни бегал он от неё, всё равно был пойман и помыт .
Водные процедуры |
Пообедав и погревшись на солнышке, мы с хорошим настроением пришли к станции. Сегодня был выходной день, рабочие разъехались по домам и появились свободные тёплые комнаты, в одну из которых нас и пустили переночевать.
Но как это ни парадоксально, вместе с дорогой кончилась и хорошая погода. Опять накрыл туман и на водораздел выходим с помощью GPS, который выводит нас в долину р.Б.Уса. Здесь настоящее Заполярье - белое безмолвие и звенящая тишина (это когда ветер не завывает). Погода меняется по три раза в день: только гуляли как ежики в тумане, а через час светит солнышко, радуя нас. Знаем, что это ненадолго, поэтому спешим определиться с ориентировкой и принять правильное решение по выбору дальнейшего пути.
Утром на плато |
С плато бежим вниз, там километров через 20, на развилке ущелий, согласно описаниям, стоит что-то вроде домика ( правда там есть приписка, что он полуразрушен). Очень хотелось бы узнать, насколько это "полу", а может быть, от него уже ничего не осталось? Ведь описаниям уже лет 8 и многое может измениться за это время. Ничего, сегодня вечером есть шанс все узнать.
Итак, начинаем спуск. Спуск приятный, а вот погода опять не балует и начинает затягивать, а после обеда вообще испортилась. Поднялся сильный ветер со снегом, видимость вообще нулевая; как мы вышли на домик - сами удивляемся. Но больше всего нас удивила сама постройка. Лика, которая ждала домика как манну небесную, была просто поражена.
"И здесь мы будем спать?" - спросила она, когда заглянула внутрь . Двери и окна у барака были выбиты, все комнаты занесены снегом. Зрелище печальное, но ещё более печальна погода - пуржит однако!
Пуржит, однако! | А здесь мы будем спать |
На улице мерзко и противно, поэтому берёмся за лопаты и весь снег, который надут в комнаты, выкидываем на улицу. Подметаем, как можем, окна забиваем листами фанеры и рубероидом (их мы отрываем со стен соседней, совсем разрушенной комнаты). Под снегом находим дверь , которую приставляем к выходу, и получаем что-то похожее на жилище. Благо ещё крыша не прохудилась (очевидно, это произойдёт в ближайшие несколько лет) . Когда разожгли примус, то стало ясно, что и на этот раз мы легко отделаемся от разыгравшейся непогоды.
На очередном водоразделе |
Чего, чего, а признаки плохой погоды сбывались с завидным постоянством. Как только мы спустились вниз, нас опять накрыло. Опять сильный боковой ветер с низовой позёмкой, опять не видно куда идти, но самое интересное, что над нами светит белое солнце. И находится оно как раз над нашим ущельем.
. Позавтракали, собрали рюкзаки и часа два сидели , ожидая, пока хоть немного прояснится. Когда вверху ущелья немного посветлело, мы очень шустренько пошли к перевалу, чтобы проскочить его, пока хоть что-то видно, что мы успешно и сделали. Обидно было только, что, проходя мимо громадины г.Харбей, мы её вообще не видели, а говорят, что там есть на что посмотреть.
Зато мы увидели, что такое заброшенный пос.Харбей, куда мы спустились с перевала. Это бывший лагерь ГУЛАГА на 4000 заключённых и 2000 вольнонаёмных, живших по соседству. Лагерь построили в 1937г., а во время ВОВ силами заключённых добывали молибден.
Потом лагерь закрыли, шахты законсервировали, но, как напоминание о нём, стоит шахтный подъёмник . Он словно памятник тысячам заключённым, оставшихся здесь навсегда.
Да, не очень весёленькое место. Бараки заключённых уже сгнили и разобраны на дрова, а старые стены административных построек, построенные из кирпича, ещё кое-где сохранились, хотя крыш уже нигде нет, всё обвалилось. Всюду разбросано шахтное оборудование, торчащее из снега .
Место заброшенное, и только в прошлом году сюда приехали геологи . Что они тут делали, мы не знаем, но то, что они привезли сюда "волок" (балок на полозьях) и построили небольшую баньку, это было просто подарком для нас. Во всех описаниях о пос.Харбей пишется, что тут ничего пригодного для жилья нет и негде остановиться (да честно, и не очень хочется) , но новый балок, как новогодняя ёлка, стоит и радует глаз в этом весьма неприветливом месте.
Хотя ещё не очень поздно, останавливаемся в балке. Растопили баньку (на дрова пустили остатки строений) и немного обмылись. Париться не рискнули: когда всё время на морозе, ночевать в тепле не рекомендуется, не то что париться, а ведь нам ещё несколько дней идти по тундре .
Чудо- баня | Дневка в балке (а на улице дождь) |
Утром просыпаемся , а на улице дождь со снегом . Кто не занёс на ночь рюкзаки в балок, вынуждены чуть ли не выливать из них воду. Сидим, пережидаем дождь и сушим вещи. Сегодня уже никуда не идем. Устраиваем дневку, а заодно и отсыпаемся.
На следующий день, утром, подморозило, снег покрылся ледяной коркой. Скольжение отличное, да только сильный ветер в лицо. Надели ветрозащитное снаряжение (маски от ветра, г/л очки, вторые анораки) и смело ринулись навстречу ветру.
Очень тяжело идти против ветра по ледяной корке, а пересечь р.Бол.Харбей - метров 100 чистого льда - оказалось вообще проблематичным. Ветер не пускает и несёт обратно, хоть кошки надевай. Пока мы боролись с ветром, изрядно взмокли от пота, а останавливаться невозможно - сразу замерзаешь на пронизывающем ветру. Решили вернуться назад в балок и переждать на этот раз ветер.
- А что будем делать, если ветер не кончится ? - спрашивают участники.
- Зимовать, - говорю.
Но зимовать не пришлось, т.к. через три часа ветер словно выключили и стало тихо и пасмурно. Выходим и без проблем переходим р.Б.Харбей, которую пару часов назад буквально штурмовали против ветра. Входим у ущелье, ведущее к нашему пер.Ледниковый, и к вечеру разбиваем бивуак, не дойдя до него меньше километра. Перевал простой, некатегорийный, и был соблазн перейти его сегодня. Но разум взял верх над эмоциями. Через час будет темно, а что на той стороне - неизвестно (описаний этого перевала у нас не было), а здесь неплохое место , поэтому, построив хорошую стенку вокруг палатки и поужинав, ложимся спать.
Утром погода балует. Все открылось, небо синее, горы белые - красота!
На пер.Ледниковый. |
Спускаясь с перевала, встречаем братьев-туристов из Инты, поднимающихся на перевал, с которого мы спустились. Поговорили с ними, сфотографировались. Вместе порадовались, что у обеих групп теперь будет лыжня, нам - вниз , а у них - на перевал, и пошли каждый в своём направлении. У нас скорость заметно возросла, ещё бы - вниз да по лыжне. Поэтому уже к 17.00 выходим на железнодорожное полотно. До ближайшей станции 6 км. А вдали виден пассажирский поезд из Воркуты до Лабытнанги.
Когда он подъезжал к нам, мы начали махать машинисту ( чем черт не шутит, а вдруг остановится?) . И хотя мы фанту давно не пили, но поезд остановился. Не веря такой удаче, мы грузим в тамбур купейного вагона все свои рюкзаки и лыжи. Проводница просто в шоке от новых своих пассажиров, но мы её успокоили, сказав, что сейчас уйдём в общий вагон. В общем вагоне проводница нам тоже удивились. Спрашивет: "Откуда вы взялись?"
Откуда - откуда… Из леса вестимо!!
Но сообразив, что на неё нежданно - негаданно свалилось пятисотрублёвое счастье (плата за проезд), она радостно нас разместила.
Вот так выдернули нас из гор , как рыбу из проруби - резко и неожиданно. Сидим мы в жарком вагоне и начинаем таять, как снегурочки - это тает снег, задутый во все щели и складки нашей одежды и снаряжения . Под нами образуются большие лужи. Проводница безропотно, ничего не говоря, берётся за тряпку, чем тоже немного нас удивляет. У нас на юге нас бы не так встретили, да и поезд бы точно не остановился.
Вот и все, 21 один день пролетел и снова рабочие будни. Лыжи чехлим как минимум до следующего года. Планов громадьё, хотя бы сбылись на 50%, и то здорово было бы.
А сейчас разбрелись мы по своим домам и квартирам и копим жирок для новых походов.