И вот нам довелось помочь исполнить мечту еще одному человеку, который тоже долго, очень долго ждал, не высказывая своего желания даже друзьям. Нюанс этой мечты в том, что Вадим ….слепой. Да, да полностью потерявший зрение человек. Однако, на то они и друзья, чтобы чувствовать друг друга и помогать. И, познакомившись с нашим клубом, Сергей и Слава подумали о сюрпризе для своего незрячего друга. Задали предварительный вопрос о теоретической возможности организации столь нетривиального путешествия в горы.
Я ранее слышал о случаях, когда люди, ставшие инвалидами, не готовы были отказаться от активной жизни. На Эльбрус поднимались безногие на костылях, поднимались прикованные к коляске, известны редчайшие люди, восходившие на горы без зрения. И читая, об этих героях, я думал: а смогу ли я помочь такому человеку достичь мечты? И вот совпало: человек мечтающий, его верные друзья и наш клуб.
Итак восхождение на Фишт группой из 6 человек, включая Вадима и двух гидов.
Вадим, Слава и Сергей тренировались ходить по холмам вокруг Ростова, связанные короткой веревочкой. Эту веревку я повесил на себя сразу после выхода из автобуса на Яворовой поляне. Реальная тропа в настоящих горах оказалась существенно сложнее тренировочной. Каждый шаг по лесу пришлось комментировать, упреждая корни и камни, и двигаться, придерживая Вадика под локоть. Тяжело ли было? На каждый вопрос о самочувствии он отвечал словами Иоанна Златоуста «Слава Богу за все, за печали и за радости». Да было очень тяжело, временами требовались усилия всей команды, чтобы, например, перейти ручей. Были и казусы, когда протянутая рука друга тянула Вадика вперед; Вадик делал шаг вперед и с маху впечатывался лбом в лоб друга. Но мы двигались, через поля цветущих лилий, через каменистые россыпи, через ручьи и корни; двигались вперед. Задача первого дня была выполнена и к вечеру мы все же дошли до фиштинского приюта. Этот день завершился чайной церемонией во славу дня рождения героя. Наш чайный мастер Саша, порадовал всех правильно приготовленным и поданным китайским чаем. Над нами уже возвышалась, прорывая облака вершина мечты.
Тактический план предполагал растянуть технически сложное восхождение на три дня со спуском. Для спокойного подъема мы загрузили снова наши рюкзаки, причем Вадик свой рюкзак нес сам и пошли вверх, рассчитывая подойти поближе к вершине. Когда мы, подойдя под скальные участки одели каски, Вадик и друзья сказали, что это уже многократно превышает все их ожидания и что всё здесь по-настоящему. По-настоящему была необходимость лезть вслепую по скалам; по-настоящему, доверяя словам и рукам друзей, нужно было перешагивать трещины в каменных плитах. По-настоящему тяжело. Второй 9-ти часовой ходовой день завершился на уютных площадках у основания ледника. И снова правильный, соответствующий моменту чай. Завтра решающий день нашей авантюры, вершина уже столь близко, что сомнений в успехе восхождения всё меньше, хотя впереди еще подъем по леднику, переход через трещину на скалы, собственно скальный кусочек, крутой снежный подъем на гребень и страшный для тех, у кого глаза боятся, путь по гребню. Мы все это прошли и, стоя у креста на вершине на несколько минут стали не командой, а одинокими блуждающими путниками, увидевшими свет.
Несколько минут потребовалось для разговора с самим собой и с окрестной красотой. Вадик утверждал, что он видит, как красиво вокруг. Видит не глазами (он действительно слеп), но всем оставшимся существом, дошедшим к Мечте. Подъем на вершину даже в обычной ситуации еще не дает возможности поздравлять. Все поздравления только после спуска в лагерь, нам же предстояло расслабиться лишь на асфальте возле маршрутки. Применили все возможные способы спуска: и под руку, и самостоятельно по веревке на спусковом узле УИАА, и «парашутиком» счищая коленками землю со скал. Спустились, дошли, и уже перед самым асфальтом, в конце приключения, Вадим спросил меня можно ли ему мечтать о других горах и новых приключениях. Конечно можно!! С настоящими друзьями, с верой в себя и нашей, надеюсь, помощью. Мечте и возможностям нет границ и пределов.
Прочла статью и вспомнила песню нашего поколения:
Забиты крючья, репшнур натянут,
Идут минуты ценою в жизнь.
Ещё мгновенье, сейчас потянут,
Подали руки:"А ну, держись!"
И вновь идем мы туда, где снег,
Где ветер рвет с деревьев кроны,
Где, может быть, не в последний раз
Для нас цветут рододендроны.